Образовательные стандарты и требования

В 2023-2024 учебном году в МБОУ "Гимназия  №1" г. Ядрина реализуются следующие образовательные стандарты (по параллелям, в соответствии с ФГОС):


273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" 
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты.
Федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты и федеральные государственные требования характеризуют содержательную сторону процесса образования.
Определения этих понятий содержатся в ст. 2 273-ФЗ:
  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Министерством образования и науки РФ (ст. 2 п. 6);
  • Образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных теми образовательными организациями высшего образования, которые определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации (ст. 2 п. 7);
  • Федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 п. 8).
Цели принятия федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований закреплены законодателем в ч. 1 комментируемой статьи. Они призваны обеспечить:
  • Единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • Преемственность основных образовательных программ;
  • Вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования (они предоставляют возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся);
  • Государственные гарантии уровня и качества образования (в них установлены единые обязательные требования к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения).
ФГОСы и образовательные стандарты имеют особое значение для организации образовательного процесса, поскольку выступают основой для разработки основных образовательных программ, программ учебных курсов, контрольно-измерительных материалов, учебно-методической литературы, проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся, аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных организаций.
Они принимаются за основу при осуществлении контроля и надзора в области образования, формировании системы внутреннего мониторинга качества образования, разработке нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций и т. д.
Для реализации каждого ФГОС образовательная организация разрабатывает образовательную программу, под которой понимается (ст. 2 п. 9 273 -ФЗ) комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы (ООП), по дополнительному образованию, дополнительные образовательные программы ( ч. 2 ст.12  273-ФЗ).
ФГОС включает в себя требования к:
  • структуре основных образовательных программ и их объему (так, например, ФГОС устанавливает соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений);
  • условиям реализации основных образовательных программ (ФГОС определяет кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия реализации ООП);
  • результатам освоения основных образовательных программ.


Документы:

Важно отметить, что Минпросвещения России изданы приказы, которые имеют отложенную силу: