Год экологической культуры и бережного природопользования

Формирование экологической культуры школьников.

       Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление.

К.Д. Ушинский

   Экологическая культура»  - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Формирование экологической культуры предполагает экологическое образование и экологическое воспитание. И начинать обучение необходимо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережно относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей области и в стране в целом.

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В этих условиях большое значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека.  Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.

В процессе экологического образования, воспитания и просвещения формируется экологическая культура.

Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда.

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие учащихся на уроках и внеурочное время, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой.

Экологическая культура личности – это особое свойство личности, проявляющееся в его духовной жизни и поступках, как способ самореализации, основанный на потребности в сохранение окружающей среды

Опасность бездумного природопользования  ставит перед обществом и школой проблему поиска путей формирования экологической культуры личности с раннего детства 

Этапы  формированию экологической культуры учащихся.

1 этап- формирование мотивации - необходимости и желания, стремления к познанию объектов живой природы.

2 этап – формулируются экологические проблемы, показываются противоречия между человеком, обществом и природой.

3 этап – осознание обучающимися исторических причин возникновения современных экологических проблем и пути их решения.

4 этап – раскрываются научные основы оптимизации взаимодействия человека и общества на базе идей охраны природы.

5 этап – практический – является важнейшим этапом формирования ответственного отношения к природе. На этом этапе обучающиеся вносят реальный вклад в дело сохранения среды обитания

Формирование экологической культуры учащихся в системе уроков и внеурочной деятельности,  работы с родителями достигается путем решения следующих задач:

▪ формирование и углубление эколого-ценностных знаний;

▪ формирование эколого-ценностных отношений;

▪ формирование эколого-ценностной деятельности;

▪ формирование эколого-ценностных ориентаций.

        Реализация этих задач экологического образования на уроках естественного цикла  происходит путем     использования методов проблемного изложения, частично-поискового, исследовательского. Если на уроках учащиеся познают природу, осознают свое место в живом многообразии, то внеурочное мероприятия призваны формировать отношения ко всему живому, навыки общения с окружающим миром и его обитателями. Эмоционально насыщенным является весенний праздник «День птиц». Ребята за ранее готовят рисунки, мастерят скворечники, с удовольствием участвуют в викторинах и конкурсах. Позитивное отношение к природе помогает формировать биологические праздники, массовые мероприятия:

  • Проведение классных часов экологической тематики;
  • Проведение экологических викторин в рамках Недели естественных наук;
  • Проведение школьных акций экологической тематики (День Земли).
  • Участие в  массовых природоохранных акциях.
  • Работа на УОУ. За время работы на учебно-опытном участке учащимся прививается любовь к земле, к растениям, они приобретают навыки работы с лопатой, граблями, мотыгой, учатся сеять семена, поливать, рыхлить, пересаживать комнатные растения, высаживать рассаду, пикировать.

Во время бесед, классных часов учащиеся приобретают новые знания, необходимые им в их практической жизни, учатся решать экологические проблемы в повседневной жизни, грамотно себя вести в природе, чтобы не навредить своему здоровью и, прежде всего, окружающей среде. Работа в системе помогает формированию у школьников бережного отношения к природе, ответственность за ее сохранение.

  Важную роль в формировании экологической культуры играет семья. Родители способствуют формированию экологически оправданного поведения в быту.

Полезные информационные ресурсы:

Экологическая культура в школе

Статья «Некоторые аспекты формирования экологической культуры учащихся»

Экологическое просвещение в школах: как устроено и кто за него отвечает

Экологическое воспитание детей: почему это ВАЖНО!



Экологические сайты для детей

1 «Юный натуралист» http://unnaturalist.ru

Научно-популярный журнал «Юный натуралист» открывает интереснейшую книгу природных тайн. Загляните на странички сайта, где вы узнаете об истории издания, о популярных рубриках, о Клубе почемучек, участником которого очень легко стать и невероятно интересно быть, о конкурсах, в которых можно и нужно принимать участие, даже не будучи подписчиком «Юного натуралиста».

 

2 «Красная книга» http://biodat.ru/db/rb/index.htm

Красная книга в сети Интернет. Это полный онлайновый вариант самой последней Красной Книги Российской Федерации, выпущенной в 2000 году.

 

3 Сайт о птицах Средней Сибири http://birds.krasu.ru

Сайт о птицах Средней Сибири. Здесь приводится наиболее полный список видов птиц, составленный по результатам наших исследований и анализа литературных источников.

 

4 «Веселые медвежата» http://www.medvejata.ru/lern/

Веселые медвежата искренне рады видеть вас на своей Интернет-планете. Вы подружитесь с добрыми косолапыми друзьями, и вам понравится играть, учиться и познавать мир вместе с веселыми медвежатами.

 

5 «Зеленая планета» http://www.greenplaneta.ru

Сайт общероссийского общественного детского экологического движения «Зеленая планета». Содержит ленту эконовостей, документы организации.

 

6 «Экологическое содружество» http://www.ecocoop.ru

«Экологическое содружество» : детский телекоммуникационный проект. На сайте размещена информация об участниках, электронных конференциях, исследованиях, проводимых в рамках проекта; дистанционном обучении и международном сотрудничестве детских экологических организаций и органов власти.

 

7 «Флора и фауна» http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm

Энциклопедия «Флора и фауна». Здесь собрана информация, по более, чем 3900 видам животных и растений мира, включая не только редкие, но и чрезвычайно распространенные, такие, как домашние животные, культивируемые и лекарственные растения.

 

8 «Природа и животные» http://zoo.rin.ru

Сайт «Природа и животные» включает разделы о флоре и фауне, ландшафтном дизайне, фитодизайне, красоте и здоровье. Здесь имеется биологический словарь, «Красная книга» (по грибам, растениям, животным), «Книга Гиннеса», рефераты и фотоальбом.

 

9 Портал о кошках http://cat.mau.ru/.

Портал о кошках. Сайт содержит каталог пород кошек, кошачью фотогалерею, игры, открытки и кото-приколы.

 

10 Эковики http://ecowiki.ru

Эковики – это медийная информационно-коммуникационная площадка, через которую участники могут анонсировать и приглашать к участию в свои "зеленые" проекты, инициативы и акции для дальнейшего распространения актуальной информации по сетям и сообществам участников, для нахождения новых партнеров и развития коалиционных проектов.

 

11 Квесты Биологического музея:

«Жизнь в каменном веке» http://quest.gbmt.ru/stone-age/

«Природа Москвы» http://quest.gbmt.ru/moscow-nature/

«Весна в природе» http://quest.gbmt.ru/moscow-nature/

«Такое разное лето» http://quest.gbmt.ru/summer/

«Ожившие цветы» http://quest.gbmt.ru/granvile/

«Мир грибов» http://quest.gbmt.ru/mushrooms/

«Назад в прошлое земли» http://quest.gbmt.ru/proshloe/

Родной край (виртуальные экскурсии)http://kray63.ru/index.php

 

12 Прогулка по зоопарку v=sNpez86z1JU&feature=youtu.be



Прикрепленные файлы

png
УКАЗ ГЛАВЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ об объявлении в Чувашской Республике 2024 года Годом экологической культуры и бережного природопользования.png 76,22 Kb 24.01.2024